Чиллеры

Фенкойлы

Моноблочные
кондиционеры

Сплит-системы

Градирни

Компрессоры

Хладагенты


 

Статьи

Чрезмерная заправка

Неисправностью типа «Чрезмерная заправка» мы будем называть такую неисправность холодильной установки, при которой причиной дефекта является слишком большое количество хладагента внутри холодильного контура. Рассмотрим симптомы этой неисправности.

1) Проявления в системе компрессор/конденсатор

Количество хладагента, содержащееся в испарителе, регулируется при помощи ТРВ, поэтому возможные излишки жидкости там находиться не могут. Единственными местами контура, где есть для этого свободное пространство, являются конденсатор и жидкостной ресивер. Следовательно, в этих двух элементах контура и могут находиться излишки хладагента. Вначале уровень жид­кости начнет подниматься в ресивере (назначение которого как раз и заключается в том, чтобы противостоять колебаниям уровня жидкости), затем, по мере его заполнения, внутри конденсатора (поз.1 на рис. 23.1).

Таким образом, в конденсаторе уровень жидкости окажется аномально высоким. Настолько же уменьшится поверхность теплообмена, предназначенная для того, чтобы снизить перегрев после конденсации паров, которые непрерывно поступают из магистрали нагнетания компрессора.

Ввиду снижения поверхности теплообмена охлаждение газа, поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров (а следовательно, и давления) и аномальному росту давления конденсации (поз.2. См. также Раздел 35. Регулирование конденсаторов с воздушным охлаждением при помощи регулятора давления конденсации).

С другой стороны, поскольку низ конденсатора залит, жидкость, которая там находится, остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше (поз.З), что приводит к парадоксу: охлаждение улучшается.

В результате чрезмерная заправка хладагента вызывает одновременно уменьшение размеров зоны конденсации и увеличение зоны переохлаждения.

Поскольку давления конденсации увеличено, а жидкость, покидающая конденсатор, отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из ресивера (поз.4), будет превосходным и даже аномально высоким.

2) Проявления в системе испаритель/компрессор

Поскольку давление конденсации повышено, газы, заключенные во вредном пространстве при нахождении поршня в верхней мертвой точке, имеют более высокое давление, что приводит к снижению массового расхода через компрессор и падению хладопроизводительности (см. раздел 9. Влияние давления на массовый расход и хладопроизводительность).

Из-за падения хладопроизводительности охлаждение помещения, где установлен испаритель, ухудшается (в пределе при большой избыточной заправке установка может быть выключена предохранительным прессостатом ВД).

Повышение температуры в охлаждаемом помещении приводит к росту температуры воздуха на входе в испаритель (поз.5).

Повышение температуры в охлаждаемом помещении при одновременном падении хладопроизводительности обуславливает рост температуры воздушной струи на выходе из испарителя (поз.6).

В дополнение к этому из-за повышения давления конденсации, растет производительность ТРВ (См. раздел 8.1. Производительность ТРВ).

ТРВ с повышенной пропускной способностью, может возникнуть опасность пульсации ТРВ, причем перегрев, измерений в точке крепления термобаллона (псз.7) будет вполне нормальным и да'кз пониженным. С) Проявления в компрессоре

Итак, мы смогли убедиться, что избыток хладагента в контуре вызывает ncwdiJ.'ewe давления конденсации, приводящее к снижению массового расхода газа, который может пропустить компрессор.

Напоминание 2. Энергия, которую двигатель должен передать компрессору (и ког-чрую он потребляет из электросети, зависит. главным образом, от величины давления конденсации, препятствующего подъему поршня при сжатии газа в цилиндре (раздел 10. Влияние величины даепения конденсации на силу тока. потребляемого электромотором компрессора).

Посталку при чрезмерной заправке давление конденсации растет, компрессор будет потреблять из сети гораздо больший ток ('io't.9 на рис. 23.4).

Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода этих паров, охлаждение мотора будет ухудшаться (если только переразмеренный ТРВ не вызовет периодических гидроударов).

Более того, вследствие увеличения силы потребляемого тока по сравнению с нормой двигатель будет еще больше перегреваться.

Заметим, наконец, что полный перепад температуры на конденсаторе будет также аномально высоким, потому что температура конденсации будет гораздо выше (в соответствии с ростом давления конденсации), чем температура воздуха на входе в конденсатор.

Замечание 1. Чтобы отличить неисправность типа «Чрезмерная заправка» ог неисправности, обусловленной наличием в хладагенте неконденсирующихся примесей, часто возникает необходимость проверки наличия таких примесей (см. раздел 24.Проверка наличия в контуре неконденсирующихся примесей).

Итак, примем за правило - никогда не запускать холодильный агрогат после остановки (особенно, если он неисправен) до того, как смонтированы манометры и. вы не спросили себя, взаимосвязана ли температура, соответствующая показанию манометра БД, с температурой воздухаиа входе в конденсатор.

ВНИМАНИЕ! НЕ СМЕШИВАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНУЮ ЗАПРАВКУ С НАЛИЧИЕМ В КОНТУРЕ НЕКОНДЕНСИРУЮЩИХСЯ ПРИМЕСЕЙ.

Замечание 2. Если факт чрезмерной заправки установлен, значит ремонтник должен слить часть хладагента из контура.

Вплоть до начала 90-х годов на холодильных установках свободно практиковался сброс хладагента в атмосферу без принятия специальных мер предосторожности. Однако хлорфторуглероды (СЮ) создали такие проблемы для окружающей среды, главным образом в части влияния на толщину озонового слоя, защищающего Землю от некоторых видов ультрафиолетового излучения, что а кратчайший срок были приняты очень жесткие и суровые ограничения в этом вопросе.

В результате необходимо быть готовыми к значительным переменам, которые наступят в вашей повседневной работе, в частности, к использованию и широкому распространению средств и техники, обеспечивающих слив хладагентов без их выброса в атмосферу (эта техника изучается в разделе 57. Проблемы слива хладегентов).

АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

Неисправности, приводящие к росту давления конденсации, сравнительно легко распознаются. Посредственное переохлаждение означает слишком слабый конденсатор (очень часто конденсатор просто грязный). Хорошее переохлаждение означает либо чрезмерную заправку, либо наличие в холодильном контуре неконденсирующихся примесей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему компрессор не охлаждает?.. Посмотрим ... О! Давление выросло. Может быть разрушен клапан? Невозможно, переохлаждение очень хорошее... Что дала проверка наличия неконденсирующихся примесей? Таких нет... СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭТО НИ ЧТО ИНОЕ КАК ЧРЕЗМЕРНАЯ ЗАПРАВКА. 23.5. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ

Неисправность типа «чрезмерная заправка» имеет обыкновение проявляться с наступлением первых теплых дней, главным образом в тех установках, которые предназначены для работы е межсезонье при наружных температурах скорее пониженных, и конденсатор с воздушным охлаждением которых либо плохо регулируется, либо не регулируется совсем.

Чтобы более наглядно обрисовать ситуацию, представим себе нормально заправленную установку такого типа. вполне удовлетворительно работающую в течение всего лета. С первыми холодами уменьшение наружной температуры приведет к заметному падению давления конденсации, если установка не имеет хорошего регулирования.

Снижение давления конденсации, в свою очередь, приведет к ухудшению снабжения ТРВ, а следовательно и испарителя жидким хладагентом, что вызовет падение давления испарения и даже может привести к отключению компрессора предохранительным прессостатом НД.

Если для устранения этой неисправности будет приглашен недостаточно опытный ремонтник, он заметит, что конденсатор переразмерен, и может соблазниться искушением принять временные меры, заключающиеся в дозаправке установки, что уменьшит поверхность теплообмена конденсатора, снижая тем самым его производительность, и позволит несколько улучшить работу установки при относительно невысокой температуре окружающей среды (конечно, более опытный и добросовестный ремонтник в первую очередь предложит потребителю соответствующую регулировку давления конденсации).

По прошествии зимы, с наступлением первых теплых дней недостаточная поверхность теплообмена конденсатора быстро приведет к значительному росту давления конденсации, обусловливая отключение компрессора предохранительным прессостатом ВД, и приглашенный ремонтник (часто тот же самый) зафиксирует чрезмерную заправку, после чего произведет слив части хладагента (так далее...).

Таким образом, чрезмерная заправка, к сожалению, зачастую обусловлена недостатком опыта у ремонтника (или монтажника) вследствие чего он заправляет установку, как говорится «под завязку», считая, что тем самым гарантируется нормальная ее работа, если вдруг в установке имеется негерметичность.

В качестве напоминания укажем также на случай слишком маленького жидкостного ресивера, который дает точно такие же симптомы, как и чрезмерная заправка.

Для упрощения операций по обслуживанию размер жидкостного ресивера часто выбирают таким образом, чтобы он вмещал весь хладагент, залитый в установку (см. раздел 16 Проблема заправки хладагентом, в котором детально рассмотрены проблемы, обусловленные неправильным выбором размеров ресивера).

В дальнейшем мы увидим также, что установка регулятора давления конденсации требует оснащения контура ресивером большой емкости, в противном случае с наступлением первых теплых дней могут появиться симптомы чрезмерной заправки (см. раздел 36. Регулирование давления конденсации. Анализ неисправностей).

 

Назад →

 















Чиллеры.ру - главная страница