Чиллеры

Фенкойлы

Моноблочные
кондиционеры

Сплит-системы

Градирни

Компрессоры

Хладагенты


 

Монтаж холодильных установок

Комплектность поставки

Монтажнику холодильных установок необходимо знать о комплектности поставки оборудования, арматуры, приборов КИПиА. У каждого завода-изготовителя свои особенности, но есть основные положения, которые освещаются в этом разделе. Проектная документация должна содержать спецификации оборудования, изделий и материалов, сведения об особенностях поставляемого оборудования, но в этой документации нет возможности отразить ряд моментов.

Компрессорный, компрессорно-конденсаторный агрегаты поставляются в деревянном ящике, картонной коробке с деревянным основанием, стянутом стальной либо пластиковой лентой. Стальную ленту следует отгибать плоскогубцами, постепенно наматывая ленту на инструмент, сила стяжки весьма велика, лента бывает толщиной около 1 мм, другой инструмент практически бесполезен. Ящик обычно прошит малыми скобами, поэтому, прежде чем отламывать доски, необходимо удалить скобки гвоздодером. На основании компрессор или компрессорно-конденсаторный агрегат закреплены на стальных шпильках, заглубленных в дерево и зафиксированы шайбами и гайками.

Компрессорно-конденсаторные агрегаты поставляются с реле контроля смазки (к герметичному компрессору реле контроля смазки не поставляется), зачастую со сдвоенным защитным реле по давлению всасывания и нагнетания или только по давлению всасывания. Все большее распространение получают системы INT389R (контроль температуры обмоток, контроль перекоса и выпадения фаз, задержка на повторный пуск 5 мин, контроль температуры нагнетания) и INT69VS (контроль температуры обмоток). Прибор INT389R ранее ставился как опция лишь на некоторых компрессорах, в настоящее время он устанавливается как опция практически на всех производимых компрессорах, INT69VS или аналогичный прибор защиты от перегрева обмоток электродвигателя стоит на любом компрессоре как стандартно поставляемые в комплекте. Особенностью INT389R для российских условий является то, что перекос фаз, при котором он отключает питание, около 10 %, поэтому на крупных предприятиях с многочисленными потребителями электроэнергии компрессор может часто отключаться по перекосу фаз, что приведет к обратному эффекту, т. е. сгоранию обмоток электродвигателя. Российский прибор ЕЛ для контроля выпадения и перекоса фаз лишен этого недостатка, но большим недостатком является необходимость монтировать его в щите, а не в клеммной коробке компрессора.

Полугерметичные и сальниковые компрессорные агрегаты поставляются лишь с реле контроля смазки (обычно МР54 или 55 «Danfoss»), системой INT и виброопорами. Реле контроля смазки приходит внутри упаковки, в комплект входят стальные трубки с накидными гайками, рамка крепления, винты и инструкция с тремя типовыми вариантами установки реле. Система INT смонтирована внутри клемм-ной коробки компрессора и уже подсоединена к двигателю, там же в клеммной коробке находятся виброопоры. Клеммная коробка находится либо сверху на электродвигателе, либо на торце — у малых полугерметичных поршневых компрессоров, либо сбоку в нижней части кожуха — у герметичных. ТЭН подогрева картера ввинчен в картер, компрессор поставляется заправленный маслом. Иногда его уровень закрывает верхний уровень смотрового стекла, поэтому необходимо для определения уровня отвинтить пробку в картере и слить некоторое количество масла, пока не покажется верхний уровень. Пластиковая папка с запаянной информацией о компрессоре и заводской документацией крепится с внутренней стороны к коробке или вкладывается в клеммную коробку. Следует знать и учесть при запуске, что на всасывании и нагнетании компрессоров стоят алюминиевые заглушки.

Крупные винтовые компрессоры поставляются цельным агрегатом, куда кроме компрессора входят электродвигатель, масляный насос, маслоотделитель, маслоохладитель, щит управления, в случае охлаждаемого водой маслоохладителя водорегулирующий вентиль. В щит управления сведены сигналы от датчиков давления всасывания, нагнетания, температуры нагнетания, давления масла, температуры обмоток электродвигателя, управления ТЭНами подогрева маслоотделителя, контроля перепадов напряжения, выпадения фаз; вся информация выведена на жидкокристаллическом дисплее. Вся внутренняя электрическая разводка выполнена на заводе, приобретают лишь силовые кабели в клеммную коробку, закрепленную на электродвигателе сверху, и сигнальные кабели в щит, закрепленный сбоку рамы. Отдельно монтировать приходится лишь водорегулирующий вентиль. В комплект поставки не входят масло, холодильный агент, анкерные болты. Производители по желанию Заказчика поставляют виброопоры, полагая, что при хорошо залитом фундаменте их будет достаточно для гашения вибраций, но в России винтовые компрессоры закрепляют анкерными болтами.

Водоохлаждающая машина (чиллер) поставляется полностью агрегатированной, заправленной холодильным агентом и маслом, настроенной на необходимый заказчику режим, с комплектом документации и виброопорами. Однако случается чиллер поставляется по каким-то соображениям или недосмотру завода-изготовителя не заправленным холодильным агентом, его наличие можно определить по комплектным манометрам либо присоединив к сервисным штуцерам на компрессоре зарядный коллектор. Чиллер имеет температуру окружающего воздуха, и, следовательно, если в систему заправлен холодильный агент, он имеет ту же температуру, манометр с двойной шкалой температуры и давления покажет ту же температуру и соответствующее давление. Ребра теплообменной поверхности от вмятин защищают картонные щиты, закрепленные прижимами на саморезах, их следует снимать только после окончания монтажа.

Сплит-системы, моноблоки. Блок воздухоохладителя и компрессорно-конденсаторный блок сплит-сис-темы поставляются в отдельной таре с деревянным дном. В комплект иногда входят до 15 м медной трубы, электрокабель, некоторые модели приходят заправленными холодильным агентом. Моноблоки заправлены хладагентом, приходят в картонных коробках.

Теплообменная аппаратура поставляется в деревянном ящике или на деревянной раме в плотном полиэтиленовом чехле, закрепленная стальными шпильками; документация прикреплена снаружи или изнутри к ящику или раме.

Выходные патрубки запаяны либо заварены. На патрубках хладагента на кожухотрубных аппаратах стоят алюминиевые заглушки, прижатые фланцами, на патрубках хла-доносителя заглушки пластиковые. Внутри патрубков хладагента вложены мешочки с селикогелем.

Пластинчатые теплообменники поставляются без фланцев, гаек и прокладок, но со шпильками, в комплект входит крепежная рама. Воздухоохладители и конденсаторы поставляются без внутренней электрической разводки и зачастую без клеммных коробок, на всех современных двигателях есть датчик температуры обмоток. Ряд заводов-изготовителей предлагает несколько вариантов исполнения теп-лообменной поверхности: медные трубки — алюминиевые ребра, стальные оцинкованные трубки — стальные оцинкованные ребра, стальные с полимерным покрытием трубки — стальные с полимерным покрытием ребра, трубки из коррозионно-стойкой стали — ребра из коррозионно-стойкой стали или алюминия. Корпус также может быть выполнен из эмалированной стали, стали с полимерным покрытием и коррозионно-стойкой стали. К воздушным конденсаторам могут как опция поставляться ножки для установки в горизонтальном положении.

Ресиверы, маслосборники. Поставляются на деревянной раме и в полиэтиленовой упаковке или картонной коробке. Малые ресиверы имеют запорные стальные вентили под пайку, труба вставляется вовнутрь, крупные ресиверы запорной арматуры не имеют присоединительные штуцеры, выполнены под сварку или с фланцами. На малых ресиверах есть смотровые глазки, на крупных есть смотровые стекла (стекло Клингера).

Крупные ресиверы имеют колонку и присоединительные патрубки для нее, на колонке смонтированы датчики уровня, колонка отсекается запорными вентилями, снизу имеет маслоспускной вентиль и вентиль, через который подается жидкий хладагент для проверки датчиков уровня. Крупные ресиверы имеют так называемую ревизию, заглушенный стоячок внизу, сбоку отбирается масло; поставляются с жидкостными стояками и без них. На крупных ресиверах и иногда на малых смонтированы предохранительные клапаны, на крупных ресиверах установлены манометры и люки для обслуживания не менее 400 мм диаметром, Все патрубки не отсекаемые запорной арматурой, отсечены глухими фланцами. Маслосборники поставляются с запорной арматурой и манометрами.

Насосы. Поставляются лишь с плитой основания или без нее. Ответные фланцы, паронитовые прокладки, болты, гайки и шайбы необходимо заказывать дополнительно, фланцы российского производства подходят к насосам европейского производства. Электродвигатель снабжен датчиком температуры обмоток.

Запорная фреоновая арматура поставляется в коробках с вложенной инструкцией, аммиачная, рассольная и для воды — в полиэтиленовой упаковке или без нее. Арматура для хладагентов имеет пластиковые заглушки. Защитные реле давления, реле температуры поставляются в коробках с трубками для присоединения к системе, рамками для крепления на щите и винтами; инструкции прилагаются.

Соленоидные, пилотные и моторные вентили поставляются в коробках, раздельно — катушки и моторные приводы, тело вентиля, фланцы, прокладки и шпильки; инструкции прилагаются. Малые ТРВ поставляют в сборе, крупные — в отдельных коробках: тело вентиля, верхняя часть с термобаллоном, вставка (дюза), крепеж; в коробку с инструкцией вложен ключ для настройки ТРВ. Марка арматуры, прибора КИПиА вытиснена на его корпусе или шильде, направления потока, там где это имеет значение, показаны вытисненной стрелкой.

Медные трубы поставляются отожженными (в бухтах по 25-50 м) или не отожженными (в хлыстах по 5 м) с пластиковыми заглушками. Фитинги из меди поставляют в пластиковых пакетах по 10-20 шт. или в картонных коробках, фитинги большого диаметра поставляются без упаковки поштучно.

Стальные трубы поставляются как с пластиковыми заглушками, так и без них, иногда окрашенные, длиной от 6 до 12 м. Следует знать, что для температур ниже -30 °С применяют трубопроводы из сталей 10Г2С или более современной — 09Г2С, а для более высоких температур — из стали 20, причем марка стали никак не отражена на поверхности трубы. Поэтому, если в проекте заложены для различных температур разные стали, то следует либо замаркировать каждую трубу при разгрузке, либо держать их на отдельных складах.

Фасонные части трубопроводов, также как и трубопроводы, производят из стали 20 и 09ГС, что не отражено на поверхности, поэтому их, как и трубы, следует маркировать или держать отдельно. Фасонные части поставляются поштучно, без тары.

Зарубежные трубы поставляются окрашенные в бордовый цвет с пластиковыми заглушками желтого цвета, на поверхности нанесена марка стали St.35.8 либо St.45.8. Фасонные части зарубежного производства поставляются поштучно, без тары, на поверхности нанесены диаметр детали и марка материала.

Трубы из коррозионно-стойкой стали мало отличаются по условиям поставки от труб из черного металла. Пластиковые трубы поставляют в бухтах до 200 м и хлыстах различной длины, обычно 5-6 м.

Трубы как медные, так и стальные выпускают в соответствии с государственными стандартами. Для холодильных систем отечественные медные трубы выпускаются по ГОСТ 617-90, импортные медные трубы — по DIN 8905 (ASTM B280) либо по заменяющему их EN 12 735-1. В бухтах выпускают медные трубы диаметром от 6х 1,0 мм до 22 х 1,0 мм, в прямых отрезках (хлыстах) — от 6 х 1,0 до 108 х 2,5 мм и более, но использовать медные трубы с Ду> > 100 мм в холодильной технике нерентабельно, так как стоимость фитингов большого диаметра велика.

Стальные трубы бесшовные горячекатаные отечественные выпускаются по ГОСТ 8732 и ГОСТ 8734, либо более современному ГОСТ 8733. Импортные трубы из стали для холодильных систем выпускают по DIN 2448. В табл. 1.1 приведены данные по трубам из меди, пригодным для холодильных систем, в табл. 1.2 — по бесшовным трубам из стали, используемым для контуров холодильного агента и хладоносителя.

Трубы диаметрами 114x4,0 и 168x6,0 мм не рекомендованы отечественными производителями к использованию, но используются в холодильной технике, так как стальная приварная импортная арматура соответствует трубам диаметрами 114,3x3,6 и 168,3x4,5 мм.

Таблица 1

Характеристика медных труб для холодильных систем

Внешний диаметр, мм Толщина стенки, мм Масса погонного метра, кг
60,8(1,0)0,117(0,139)
6,350,80,125
80,8 (1,0)0,161(0,195)
100,8(1,0)0,196(0,251)
121,00,307
151,00,391
161,00,419
181,00,475
221,00,587
281,51,111
351,51,404
421,51,707
542,02,907
642,03,446
76,12,04,143
88,92,04,860
1082,57,380


Таблица 2

Характеристика бесшовных стальных труб для контуров холодильного агента и хладоносителя

Условный проход, мм Внешний диаметр по DIN 2448, мм Толщина стенки по DIN 2448, мм Внешний диаметр по ГОСТ 8733, мм Толщина стенки по ГОСТ 8733, мм Масса погонного метра по ГОСТ 8733, кг
610,21.8101,6
813,51,8141,60,33
1017,22,0162,00,49
1521,32,3222,00,65
2026,92,6252,00,92
2533,72,6322,51,48
3242,42,6423,01,78
4048,32,6483,02,62
5060,32,9603,04,62
6576,12,9763,56,26
8088,93,2893,57,38
1001084,010,26
100114,33,61144,09,90
125139,74,01334,012,73
1501594,517,15
150168,34,51686,018,1
200219,16,32198,036,60
2502736,32738,052,28
300323,97,13258,062,54

Кабельная продукция поставляется в бухтах, обернутых полиэтиленом, или при большой длине и площади поперечного сечения — на катушках. На полиэтиленовой оболочке и на катушке закреплены этикетки с указанием марки кабеля, его длины, на многих кабелях марка вытеснена на изоляции по всей длине кабеля. При работе с кабелями больших площадей поперечного сечения следует предусмотреть устройства для размотки катушек и их подъема на эти устройства.

Холодильные агенты поставляются в баллонах, спецконтейнерах, канистрах, бочках, автоцистернах и железнодорожных цистернах. Баллоны для фреонов бывают одноразовые (от 7,5 до 50 кг), аммиак поставляется в баллонах объемом 40 дм3.

На малых баллонах присоединительный штуцер имеет так называемую еврорезьбу, на больших — 3/4". Спецконтейнеры (вмещающие 900-1000 кг фреона) имеют резьбу на присоединительном штуцере 3/4", их нет необходимости переворачивать при заправке: от вентиля вниз ведет труба, поэтому при переворачивании труба от вентиля окажется в паровой зоне. Следует изучить схему заправки из контейнера, в зимнее время предусмотреть его термостатирование матами из обогревающих кабелей.

В канистрах и бочках поставляются хладагенты, используемые также в качестве растворителей и хладоносителей. Аммиак поставляется в автоцистернах вместимостью 6 т и железнодорожных цистернах различной вместимости.

Присоединительные патрубки на цистернах разнообразны, они могут быть и муфтовыми и фланцевыми. Резьбы и форма посадочных поверхностей фланцев также отличаются большим разнообразием, поэтому при заправке крупных холодильных систем аммиаком следует предусмотреть возможность изготовления ответных частей по месту.

Холодильные агенты изготавливают в России для внутреннего рынка и на экспорт, также поставляются импортные холодильные агенты. Ко всем холодильным агентам предъявляются высокие требования по чистоте самого агента и содержанию в нем воды. Наличие воды в аммиаке менее опасно, чем во фреонах, но также недопустимо. Аммиак изготавливают по ГОСТ 6221-90Е. Требования к фреонам приведены в табл. 1.3 Сведения об объемной доле основного компонента холодильного агента, объемной доле примесей, массовой доле воды указаны в сертификате качества или протоколе анализа показателей холодильного агента. Такие сертификаты или протоколы, где указаны номер партии, дата изготовления, тара по запросу, должны предоставлять распространители холодильного агента.

Масло поставляется в разнообразной таре вместимостью от 1 до 220 л. Это могут быть металлические банки, канистры, бочки. Особое внимание герметичности тары следует обращать при работе с полиолэстеровыми (полиэфирными) маслами для холодильных агентов типа R134a и R404a, хорошо впитывающими влагу из воздуха. Недопустимо перевозить масло для холодильных машин в таре из под другого масла, в негерметичной таре.

Масла отечественного производства выпускают для фреона R22 марки ХФ22 по ГОСТ 5546-86, для аммиака — марки ХАЗО по ГОСТ 5546-86. Производители импортного компрессорного оборудования допускают применение отечественных холодильных масел для своего оборудования, но только в случаях реконструкции холодильной системы, когда в нереконструируемых частях установки сохраняется отечественное масло. Добавление в существующую систему масла следует проводить с особой тщательностью, при отсутствии данных нужно провести анализ масла, смешивать масла различных производителей или марок недопустимо. Так же надо учитывать совместимость масла с холодильными агентами, материалом прокладок и уплотнений, наличием кислотных включений в пробе существующего масла. При строительстве новых холодильных установок следует использовать только рекомендованные производителем компрессорного оборудования масла, так как экономия на масле приведет к повышенному износу компрессора и быстрому выходу из строя. Не рекомендуется использование отечественного масла при температурах кипения ниже минус 20 °С. В табл. 1.4 приведен краткий список масел, рекомендованных для различных наиболее распространенных марок компрессоров.

Хладоносители приготовляют по месту, растворяя в воде соли, пропилен или этиленгликоль, глицерин. Соль поставляют в мешках по 50 кг, гликоли и глицерин поставляют в концентрированном виде (95 % и 99 %) в бочках по 220 л и канистрах по 22 л. В концентрированном гликоле (99 % ) не присутствуют антикоррозионные добавки, поэтому при использовании стальных трубопроводов следует у поставщиков гликоля приобрести и добавки, поставляемые в небольшой стеклянной таре. В 95%-ном гликоле антикоррозионные добавки введены. Изготовители гликолей снабжают производимые вещества подробными инструкциями по приготовлению раствора, обычно 28,8% -ного или 40%-ного.

Существуют уже приготовленные хладоносители, но стоимость их транспортировки на место сводит на нет все их преимущества. По внешнему виду гликоль слабомутная, бесцветная или желтоватая, немного маслянистая жидкость. Следует избегать проливов гликоля, поскольку он тяжело впитывается и долго испаряется. По стоимости пропилен-гликоль дороже этиленгликоля. Изготавливают этиленгли-коль 95,99%-ным по ГОСТ 19710-83Е; 99,8% -ный пропи-ленгликоль изготавливают по Ту 6-09-2434-81.

Глицерин в качестве хладоносителя применяют на предприятиях, где он используется в технологическом процессе. В последнее время появилось множество хладоносите-лей на основе ацетона и тому подобных составляющих. Такие хладоносители зарекомендовали себя как нестабильные, взрыво- и пожароопасные, токсичные, опасные в перевозке и хранении. Применения импортных хладоносителей, например типа фризиум, в условиях низкоквалифицированного обслуживающего персонала рекомендуется избегать.

Тепловая изоляция на основе вспененного каучука и полиэтилена поставляется в коробках. Трубки свернуты в бухты различной длины и уложены в картонные коробки длиной 2 м, пластины свернуты в рулоны и упакованы в картонные коробки, тепловая изоляция из минеральной ваты свернута в рулоны или представляет собой маты и плиты, поставляемые в полиэтиленовых пакетах. Хранение изоляции на основе вспененного каучука и полиэтилена даже в картонных коробках на улице недопустимо — воздействие атмосферы, температур и особенно прямых солнечных лучей разрушает тепловую изоляцию.

Клей для вспененного каучука и полиэтилена поставляется в жестяных банках вместимостью от 1 до 5 л. Перевозка клея возможна только в отапливаемом транспорте, температуры ниже 10 °С разрушают его структуру. Толщина изоляции на основе вспененного каучука и полиэтилена бывает от 6 до 32 мм в трубках и от 6 до 50 мм в рулонах и матах.

Плиты ПСБС уложены в штабели и запаяны в полиэтиленовую пленку. Часто ПСБС поставляется в кубах, это удобно, если на предприятии есть электролобзик и специалист по разрезке, в таком случае можно на месте изготавливать различные фасонные части для трубопроводов и арматуры.

Сэндвич-панели поставляются в полиэтиленовой упаковке. Каждую панель необходимо при укладке в штабель прокладывать деревянной рейкой, не давая ей в середине провисать, также недопустимо хранение сэндвич-панелей на улице. Нередко применяют сэндвич-панели с утеплителем из минеральной ваты, хранение на улице в данном случае исключено — минеральная вата пропитается влагой и в низкотемпературной камере ограждения ее вспучит. Так как монтаж холодильных камер зачастую производят строители, не придающие значения специфике холодильного дела, следует проследить за условиями хранения и монтажа сэндвич-панелей с наполнителем из минеральной ваты.

Скорлупы из пенополиуретана поставляются без упаковки. Монтажные пены и герметики поставляются в баллонах вместимостью от 0,33 до 0,7 л. Профессиональная упаковка монтажной пены в баллонах аналогична 13-килограммовой упаковке фреона.

← Назад    |    Оглавление    |    Вперед →













Чиллеры.ру - главная страница